Портфолио
учителя начальных классов
Елены Юрьевны Квасниковой

Экспериментальная деятельность

C 2012 по 2014 гг. работала в составе городской творческой группы по разработке рабочих программ по учебным предметам на основе примерных Программ начального общего образования (стандарты второго поколения). Рабочая программа по математике для 2 класса опубликована на образовательном портале г. Мурманска.

В своём классе провожу эксперимент по использованию дифференцированного подхода к обучению математике.

Результаты эксперимента будут опубликованы на сайте в конце учебного года.

В 2007–2008 гг. участвовала в апробации методического пособия «Тестовый контроль в начальной школе».

Итоги мониторинга тестового контроля в МОУ СОШ №26
г. Мурманска

Итоги мониторинга тестового контроля в МОУ г. Мурманска СОШ № 26 (по состоянию на 2007–2008 гг.) представлены в сводной таблице ниже:

 

Дата

Класс

Предмет

 Вид теста

Низкий

Достаточный

Хороший

Оптимальный

15.11.2007

2-А

Окружающий мир

Обобщающий

5%

25%

30%

40%

15.12.2007

2-А

Окружающий мир

Итоговый

18%

0%

70%

12%

19.01.2008

2-А

Окружающий мир

Итоговый

0%

10,5%

37%

52,5%

21.12.2007

2-А

Математика

Текущий контроль

37,5%

21%

29%

12,5%

16.01.2008

2-А

Математика

Текущий контроль

27%

9,5%

45,5%

18%

25.01.2008

2-А

Русский язык

Итоговый контроль «Имя существительное»

28,5%

33,5%

9,5%

28,5%

04.02.2008

2-А

Русский язык

Обобщающий тест «Глагол»

26,5%

31,5%

21%

21%

25.01.2008

3-А

Литературное чтение

«По дорогам авторских сказок»

11%

11%

72%

6%

 

Класс – 2-А МОУ СОШ №26

Предмет – окружающий мир

Тема: «Какие бывают растения? Какие бывают животные?»

Обобщающий тест.

Время проведения: 15 ноября 2007 года.

Учитель: Квасникова Е.Ю.

ВЫВОД: 

Данный тест показал, что ученики усвоили данные темы на достаточно высоком уровне – 95%. Это связано с тем, что тест составлен на основе полученных знаний. В нём использованы задания по содержанию учебного материала учебника. Для более достоверной картины необходимо использовать тесты, составленные на более трудном уровне, чтобы выявить уровень самостоятельной работы учащихся.

 

Класс – 2-А МОУ СОШ №26

Предмет – окружающий мир

Тема «Мир природы»

Итоговый контроль.

Время проведения: 15 декабря 2007 года.

Учитель: Квасникова Е.Ю.

ВЫВОД: 

Проведение данного теста показало, что учащиеся усвоили тему на достаточном уровне – 82%. Наибольшую трудность вызвало последнее задание по определению дикорастущих и культурных растений. Это вызвано тем, что на данную тему было выделено совсем мало времени (1 урок), а также специфическими особенностями обучения на Севере. Дети не видят практически культурных растений, только на картинках и клумбах. Необходимо использовать данные термины и на других уроках, чтобы учащиеся чаще видели и слышали названия разных растений.

 

Класс – 2-А МОУ СОШ №26

Предмет – окружающий мир

Тема «Мир людей»

Итоговый контроль.

Время проведения: 19 января 2008 года.

Учитель: Квасникова Е.Ю.

ВЫВОД: 

Данный тест показал, что ученики усвоили данную тему очень хорошо, т.к. нет ни одной работы, соответствующей низкому уровню. Это связано с тем, что данная тема близка и понятна ученикам. Им проще в ней ориентироваться, и с этой темой мы чаще встречаемся на остальных уроках.

 

Класс – 2-А МОУ СОШ №26

Предмет – математика.

Тема «Сложение и вычитание в пределах 100 (устные вычисления)».

Текущий контроль.

Время проведения: 16 января 2008 года.

Учитель: Квасникова Е.Ю.

ВЫВОД: 

Проведение повторного теста по данной теме показало, что уровень повысился – 73%. Из этого следует, что применение похожих заданий на уроках приводит к повышению качества обучения. Несмотря на некоторое улучшение, всё равно сохранились вычислительные ошибки при решении примеров в два действия. В связи с этим необходимо продолжать работу по формированию устных вычислительных навыков, используя разнообразные приёмы.

 

Класс – 2-А МОУ СОШ №26

Предмет – математика.

Тема «Сложение и вычитание в пределах 100 (устные вычисления)».

Текущий контроль.

Время проведения: 21 декабря 2007 года.

Учитель: Квасникова Е.Ю.

ВЫВОД: 

Данная работа показала, что учащиеся усвоили устные приёмы вычислений в пределах 100 на недостаточно хорошем уровне – 62%. Наибольшие трудности возникли при выполнении второй части теста, где необходимо было выполнить вычисления в два действия. Самые распространённые ошибки: вычислительные и не доведено решение примеров до конца.

Необходимо продолжить работу по формированию навыков устных вычислений в пределах 100, чаще использовать на уроках математики подобные задания. Провести подобный тест через месяц.

 

Класс – 2-А МОУ СОШ №26

Предмет – русский язык.

Тема «Имя существительное».

Итоговый  контроль.

Время проведения: 25 января 2008 года.

Учитель: Квасникова Е.Ю.

ВЫВОД

Данный тест показал, что учащиеся усвоили тему «Имя существительное» на достаточном уровне – 71%. Наибольшие затруднения вызвало задание по определению имен собственных и нарицательных. Следует включать в уроки больше заданий подобного типа. Можно проводить такую работу на уроках литературного чтения: поиск в тексте имён существительных собственных и нарицательных. Использовать на уроках игру «Города», когда нужно на определённую букву называть имена людей, названия городов и т.д.

 

Класс – 2-А МОУ СОШ №26

Предмет – русский язык.

Тема «Глагол».

Обобщающий тест.

Время проведения: 4 февраля 2008 года.

Учитель: Квасникова Е.Ю.

ВЫВОД: 

Проведённая работа показала, что ученики усвоили тему «Глагол»  на достаточном уровне – 74%.  Дети успешно выполнили 2 и 3 задание, но 1 задание – поиск глаголов среди перечисленных слов вызвало затруднения. Это связано с особенностями внимания учеников, с их слабо развитыми аналитическими способностями. Данная работа показала, что необходимо использовать на уроках русского языка подобные задания, т.к. они способствуют развитию у детей умения рассуждать, задавать вопросы к словам, определять части речи.

Например, использовать такую игру «Топай, хлопай, приседай». Если дети слышат среди перечисляемых слов имена существительные, то они топают, если имена прилагательные – хлопают, глаголы – приседают.

 

Класс – 3-А МОУ СОШ №26

Предмет – литературное чтение.

Тема «По дорогам авторских сказок».

Обобщающий  тест.

Время проведения: 25 января 2008 года.

Учитель: Степченкова С.Г.

ВЫВОД: 

Проверка показала, что третьеклассники успешно справились с заданием. Детям хорошо известны произведения Д.Родари, А.Толстого, Н.Носова. большинство учащихся знают героев сказок, но ошибаются в именах авторов. Особые затруднения возникли при определении имени авторов сказок «Бременские музыканты», «Огниво» и «Конёк-горбунок».

Причины незнания связаны с тем, что дети мало читают, не обращают внимания на имена авторов, у них плохо развита память, нет контроля со стороны родителей.

 

Таким образом, итоги эксперимента по апробации методического пособия «Тестовый контроль в начальной школе» в МОУ г. Мурманска СОШ №26 оказались следующими:

Работа по использованию данного методического пособия велась в нашей школе в течение учебного года.

В данной работе приняли участие два класса 2-А и 3-А.

Для нас тест – это метод педагогической диагностики, с помощью которого полно и достаточно быстро определяется успешность или  неуспешность овладения учащимися знаниями, умениями и навыками, а также возможность дать анализ своей педагогической деятельности. Использование тестового контроля позволило нам получить достаточно полную картину по усвоению учащимися полученных знаний.

Для учеников использование тестового контроля увеличило разнообразие форм работы на уроке. Тесты повышают учебную мотивацию и позволяют детям увидеть результат своего труда, сравнить свой результат с другими и с образцом.

Для родителей тест – это своеобразная подготовка к ЕГЭ. Ведь умение ориентироваться в тестовом задании не появляется в старших классах, его можно и нужно развивать в начальных классах, когда это ещё похоже на игру, но в то же время – это процесс обучения важнейшим навыкам анализа и синтеза.

Поэтому мы считаем, что необходимо продолжить работу по данному направлению и разработать единые тестовые задания для 2-4 классов, используя помощь учителей начальных классов города. Нам кажется, что тесты должны быть разработаны по всем основным темам предметов, что позволит быстро оценить результат обучения.

Конечно, нельзя заменить привычные способы проверки знаний учащихся полностью тестовыми заданиями, но необходимо учитывать процесс развития обучения, требования к итоговой аттестации, которая теперь и в 9 классе предполагает тестовый контроль.

Поэтому учителя нашей школы, участвовавшие в мониторинге тестового контроля, видят необходимость продолжения работы по данному направлению.